Панель сайта
Логин:
Пароль :

Забыли пароль? Регистрация
Ваше мнение

Верите ли вы в возможность существования оперы с оркестром русских народных инструментов?

Да, это могло бы стать ещё одним "русским чудом"
Нет, это абсолютно невозможно
Не уверен в успехе, но попробовать стоит

Мир музыки
Мир народной музыки
Архив сайта
Март 2024 (2)
Февраль 2024 (1)
Декабрь 2023 (1)
Ноябрь 2023 (1)
Октябрь 2023 (2)
Сентябрь 2023 (1)

Елена Асвойнова-Травина » История и современность » Откуда есть пошла русская домра?

Откуда есть пошла русская домра?

Откуда есть пошла русская домра?

Домра… инструмент, который представляет собой неплохой «тест на национальность». Попробуйте пройтись с этим инструментом по улице или, скажем, прокатиться в автобусе – и вы увидите, сколько у нас людей, не имеющих национальности. Ведь национальность – это не графа в паспорте (которой, к тому же, больше нет), и даже не только «язык, на котором человек думает» (по определению В.Даля) – это знание своей «родной» культуры, и более того – способность мыслить её категориями. Домра же представляет собой поистине естество русского музыкального мышления: она – как никакой другой инструмент – приспособлена к «бесконечной мелодии», представляющей собой естество русской песни. Это парадокс искусства игры на домре: обладая «ударным» звукоизвлечением, она – тем не менее – «поёт», причём поёт так, как не умеет петь даже скрипка – ведь скрипичный смычок кончается – домровое же тремоло не «закончится» никогда, а ещё – оно (как ни странно) ближе к человеческому голосу: скрипичный звук (смычок, «лежащий» на струне) относительно стабилен – тремоло же «неверно», как и человеческий голос, который нужно постоянно «поддерживать» на дыхании.

Как показывает практика, одни наши соотечественники зачастую просто не знают домры (и даже неспособны правильно повторить её название – непременно перепутают с казахской домброй), другие же ненавидят. В определённой степени такая ненависть происходит от того же незнания: где они могли слышать настоящую домру – уж конечно, не на центральных каналах телевидения, а к концертным залам никто их не приучал; обычно единственный опыт знакомства с домрой сводится к музыкальной школе (где либо сам в детстве учился, либо приятель), куда дети приходят от таких же родителей – либо не знакомых с русской музыкальной культурой, либо ненавидящих её – чему же может настроенный таким образом ученик научиться, кроме кривого ковыряния? А с таким «слушательским опытом» любить инструмент и впрямь трудно…

Но есть и более глубокие причины ненависти. С одной стороны, это примитивно-дикарское «всякий, кто умеет то, чего не умею я – враг». С другой – ксенофобия. Да, это можно считать ещё одним парадоксом домры – русский народный инструмент становится жертвой ксенофобских настроений: она не наша, её занесли азиаты! Ну, а отсюда уже недалеко до митингов с криками «Россия для русских!»

Ничего не имея против азиатов (кто-кто – а музыканты никогда нацистами не были), попробуем разобраться: действительно ли наша русская домра – «гостья» с Востока?

Да, такая гипотеза о её происхождении есть. Даже конкретизируется время, когда мы могли позаимствовать инструмент, трансформировавшийся в домру – эпоха татаро-монгольского ига. Не будем подражать горе-историкам нашего времени, доказывая, что ига не было – примем как данность, что при длительном контакте одного народа с другим (хотя бы и в форме завоевания) заимствования неизбежны, как и то, что заимствования со временем «врастают» в культуру и перестают восприниматься как нечто чужеродное (ведь сейчас даже самому рьяному патриоту не придёт в голову заменить арабское слово «амбар» исконно русским «ключница»). Если бы азиатский танбур, от которого ведут свою родословную и казахская домбра, и болгарская тамбура, и украинская бандура, не обладал свойствами, позволяющими «врасти» в русскую музыкальную традицию – он так и остался бы «инородным телом» и был бы забыт.

Есть и альтернативная гипотеза о происхождении русской домры – некоторые исследователи выводят её от европейской лютни… которая, в свою очередь, имеет арабское происхождение… опять «чужеродный» европейской цивилизации Восток?

Да, именно Восток… и мы в этом убедимся, если копнём чуть глубже. Откуда же пришёл инструмент, давший в своё время начало и арабской лютне, и азиатскому танбуру – и всем их производным?

«Следы» такого инструмента-прародителя обнаруживаются в довольно отдалённой эпохе: древнегреческие историки называют его «пандура» (pandoura). На таком инструменте играли в Греции с V в. до н.э. Древнегреческие статуи позволяют нам увидеть, как выглядел этот инструмент: корпус в виде полусферы, гриф, струны – словом, то, что сейчас называется тамбуровидными инструментами. Но само это слово – не греческое.

Происходит оно от шумерского «пантур» – «маленький лук» (что указывает на древность инструмента: такое название могло родиться, когда ещё было более или менее очевидно происхождение струнных инструментов от лука). Раз название шумерское – логично предположить, что заимствован он был именно оттуда, и возможно, что там его родина. Но ясно одно: в Шумере на нём играли, а также в Египте… Вот где отдалённые корни русской домры!

Хотелось бы надеяться, что хотя бы это способно примирить наших современников с русской домрой, ведь шумерская и древнеегипетская цивилизации вызывают сегодня исключительный пиитет: древнейшие цивилизации, знавшие больше, чем мы, иные даже видят в них потомков космических пришельцев… Но, думается, такие фантастические версии всё же не нужны: достаточно понимания, что всё в мире имеет истоки в прошлом; что ни один народ не появляется «ниоткуда» и не существует изолированно – но и не должен «растворяться» в окружающей среде, как нечто бесформенное. Принцип «нераздельно-неслиянно» применим не только к богословским вопросам, но и к культуре, и к музыке, и к национальному самосознанию.

Обсуждение публикации

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
"Не слышно шума городского", "Калинка", "Ромалеска" (композитор-народник)
Ответ:*