Главная > История и современность > Николай Будашкин

Николай Будашкин


26-02-2012. Разместил: admin_lindarian
Николай Будашкин
Как-то раз довелось работать с одной пианисткой, убеждённой, что консерваторский диплом автоматически делает её «истиной в последней инстанции». Одним из таких «непреложных догматов» (не декларируемых вслух, но неизменно проявляющихся в манере исполнения) было безоговорочное признание тождественности «русского» и «цыганского» в музыке. Мы репетировали с ней медленную часть соль-минорного домрового Концерта Н.Будашкина, и мне пришлось объяснить ей, что «давить цыганщину» абсолютно неуместно в народнической классике – в ответ на это уважаемая пианистка хлопнула дверью: очевидно, ей показалось оскорбительным само предположение, что у русских народных инструментов может быть своя «классика», свои композиторы-«классики».

А между тем, они есть… и один из них – тот самый Н.Будашкин (1910-1988).

Будущий народник-классик родился в деревне Любаховке (Калужская губерния). Начало жизни Николая Будашкина как будто не предвещало композиторской карьеры – какой композитор из бедной крестьянской семьи! Тем не менее, недостатка в музыкальных впечатлениях не было: отец играл на нескольких инструментах!

Тем не менее, поначалу Будашкин не помышляет о музыкальной карьере – с 1917 г. учится в ФЗУ в Чите (где теперь жила семья), затем работает кузнецом. А музыка… музыка – это увлечение, самодеятельность (сначала духовой оркестр, потом – оркестр русских народных инструментов). Но увлечение оказывается настолько серьёзным, а создаваемые самодеятельным композитором небольшие марши, польки и вальсы – настолько удачными, что в 1929 г. по путёвке профсоюза Н.Будашкина отправляют учиться в столицу – на рабфак Московской консерватории, в класс сочинения, а затем было композиторское отделение Московской консерватории, где наставниками его становятся Р.М.Глиэр, а затем – Н.М.Мясковский. В 1938 г. Н.Будашкин заканчивает аспирантуру и становится ассистентом по кафедре инструментовки.

В годы Великой Отечественной войны Н.Будашкин – композитор Политуправления Балтфлота, потому-то среди его песен так много произведений с «морской» тематикой: «Краснофлотская улыбка», «Бескозырочка» и проч. Впрочем, сам Н.Будашкин себя композитором-«песенником» никогда не считал. В определённой степени это справедливо (даже работая совместно с другом – Борисом Мокроусовым – над музыкой к спектаклю «Свадьба с приданым», он написал только инструментальные номера – песни «оставил» Б.Мокроусову)… и всё-таки есть у него песня, которая уравнивает его с И.Дунаевским, А.Пахмутовой и другими «песенниками» советской эпохи – «За дальнею околицей» на стихи Г.Акулова.

В 1945 г. начинается сотрудничество композитора с оркестром русских народных инструментов им. Н.П.Осипова – до 1951 г. композитор оставался помощником руководителя этого исполнительского коллектива и до 1961 – входил в художественный совет… и, конечно, писал для него музыку. Что только ни написано за эти годы: Фантазия на темы песен Б. Мокроусова, Русская фантазия, Лирическая сюита в четырех частях… и – Концерт для трёхструнной домры с оркестром русских народных инструментов в 3-х частях. Вот о чём вспоминают в первую очередь, когда речь заходит о Н.Будашкине!

Это было время, когда домра «вырастала» из отведённой ей изначально роли инструмента исключительно оркестрово-ансамблевого: уже были домристы-виртуозы – и им был нужен оригинальный репертуар. Понимал это и Алексей Симоненков – концертмейстер оркестра им. Осипова. По свидетельству современников, в ответ на настойчивые просьбы домриста написать Концерт для домры композитор однажды пошутил: «Хорошо! Давай начнём вот так!» – и взял на фортепиано соль-минорное трезвучие. Симоненков повторил аккорд на домре, добавил пассаж – и композитор (на сей раз абсолютно серьёзно) ответил: «Ну что ж! Вот так и будет начинаться «Концерт» для домры». Произведение в своём роде уникально – и не только тем, что с него начинается история домры-солистки. При всей кажущейся простоте формы (одна домристка даже заявляла, что не может исполнять его как Концерт – а только как фантазию на народные темы) он поражает единством и развитием Мысли, живущей своей жизнью…

С 1965 г. начинается педагогическая деятельность Н.Будашкина в Московском государственном институте культуры, а в 1973 г. он был утверждён в звании профессора.

Композитор скончался в 1988 г.

Да, музыка Н.Будашкина не отражала уродливых гримас современности, от неё ни один ребёнок на концерте не закричит от ужаса – как это случается, например, с произведениями Берга – и это всегда будет заставлять теоретиков брезгливо морщиться. Но есть ли больший художественный подвиг, чем в «нечеловеческую» эпоху писать музыку, сохраняющую Человеческий Голос? Музыка Н.Будашкина – идеальное средство от депрессии; как ничто другое, она заставляет верить, что мир намного прочнее, чем кажется, что Красота – естественное состояние мироздания Очевидно, поэтому его музыка так естественно воспринимается в фильмах-сказках – «Василиса Прекрасная», «Морозко», «Огонь, вода и медные трубы», мультфильм «Аленький цветочек» – все эти «вечные сюжеты», напротяжении веков утверждающие победу Света над Тьмой, Гармонии над Хаосом…

И если мы действительно хотим найти «национальную идею» – то искать её надо в народнической классике вообще и у Н.Будашкина – в частности.

Вернуться назад