Панель сайта
Логин:
Пароль :

Забыли пароль? Регистрация
Ваше мнение

Верите ли вы в возможность существования оперы с оркестром русских народных инструментов?

Да, это могло бы стать ещё одним "русским чудом"
Нет, это абсолютно невозможно
Не уверен в успехе, но попробовать стоит

Мир музыки
Мир народной музыки
Архив сайта
Июль 2024 (2)
Июнь 2024 (2)
Май 2024 (4)
Апрель 2024 (2)
Март 2024 (3)
Февраль 2024 (1)

Николай Будашкин

Николай Будашкин
Как-то раз довелось работать с одной пианисткой, убеждённой, что консерваторский диплом автоматически делает её «истиной в последней инстанции». Одним из таких «непреложных догматов» (не декларируемых вслух, но неизменно проявляющихся в манере исполнения) было безоговорочное признание тождественности «русского» и «цыганского» в музыке. Мы репетировали с ней медленную часть соль-минорного домрового Концерта Н.Будашкина, и мне пришлось объяснить ей, что «давить цыганщину» абсолютно неуместно в народнической классике – в ответ на это уважаемая пианистка хлопнула дверью: очевидно, ей показалось оскорбительным само предположение, что у русских народных инструментов может быть своя «классика», свои композиторы-«классики».

А между тем, они есть… и один из них – тот самый Н.Будашкин (1910-1988).

Будущий народник-классик родился в деревне Любаховке (Калужская губерния). Начало жизни Николая Будашкина как будто не предвещало композиторской карьеры – какой композитор из бедной крестьянской семьи! Тем не менее, недостатка в музыкальных впечатлениях не было: отец играл на нескольких инструментах!

Тем не менее, поначалу Будашкин не помышляет о музыкальной карьере – с 1917 г. учится в ФЗУ в Чите (где теперь жила семья), затем работает кузнецом. А музыка… музыка – это увлечение, самодеятельность (сначала духовой оркестр, потом – оркестр русских народных инструментов). Но увлечение оказывается настолько серьёзным, а создаваемые самодеятельным композитором небольшие марши, польки и вальсы – настолько удачными, что в 1929 г. по путёвке профсоюза Н.Будашкина отправляют учиться в столицу – на рабфак Московской консерватории, в класс сочинения, а затем было композиторское отделение Московской консерватории, где наставниками его становятся Р.М.Глиэр, а затем – Н.М.Мясковский. В 1938 г. Н.Будашкин заканчивает аспирантуру и становится ассистентом по кафедре инструментовки.

В годы Великой Отечественной войны Н.Будашкин – композитор Политуправления Балтфлота, потому-то среди его песен так много произведений с «морской» тематикой: «Краснофлотская улыбка», «Бескозырочка» и проч. Впрочем, сам Н.Будашкин себя композитором-«песенником» никогда не считал. В определённой степени это справедливо (даже работая совместно с другом – Борисом Мокроусовым – над музыкой к спектаклю «Свадьба с приданым», он написал только инструментальные номера – песни «оставил» Б.Мокроусову)… и всё-таки есть у него песня, которая уравнивает его с И.Дунаевским, А.Пахмутовой и другими «песенниками» советской эпохи – «За дальнею околицей» на стихи Г.Акулова.

В 1945 г. начинается сотрудничество композитора с оркестром русских народных инструментов им. Н.П.Осипова – до 1951 г. композитор оставался помощником руководителя этого исполнительского коллектива и до 1961 – входил в художественный совет… и, конечно, писал для него музыку. Что только ни написано за эти годы: Фантазия на темы песен Б. Мокроусова, Русская фантазия, Лирическая сюита в четырех частях… и – Концерт для трёхструнной домры с оркестром русских народных инструментов в 3-х частях. Вот о чём вспоминают в первую очередь, когда речь заходит о Н.Будашкине!

Это было время, когда домра «вырастала» из отведённой ей изначально роли инструмента исключительно оркестрово-ансамблевого: уже были домристы-виртуозы – и им был нужен оригинальный репертуар. Понимал это и Алексей Симоненков – концертмейстер оркестра им. Осипова. По свидетельству современников, в ответ на настойчивые просьбы домриста написать Концерт для домры композитор однажды пошутил: «Хорошо! Давай начнём вот так!» – и взял на фортепиано соль-минорное трезвучие. Симоненков повторил аккорд на домре, добавил пассаж – и композитор (на сей раз абсолютно серьёзно) ответил: «Ну что ж! Вот так и будет начинаться «Концерт» для домры». Произведение в своём роде уникально – и не только тем, что с него начинается история домры-солистки. При всей кажущейся простоте формы (одна домристка даже заявляла, что не может исполнять его как Концерт – а только как фантазию на народные темы) он поражает единством и развитием Мысли, живущей своей жизнью…

С 1965 г. начинается педагогическая деятельность Н.Будашкина в Московском государственном институте культуры, а в 1973 г. он был утверждён в звании профессора.

Композитор скончался в 1988 г.

Да, музыка Н.Будашкина не отражала уродливых гримас современности, от неё ни один ребёнок на концерте не закричит от ужаса – как это случается, например, с произведениями Берга – и это всегда будет заставлять теоретиков брезгливо морщиться. Но есть ли больший художественный подвиг, чем в «нечеловеческую» эпоху писать музыку, сохраняющую Человеческий Голос? Музыка Н.Будашкина – идеальное средство от депрессии; как ничто другое, она заставляет верить, что мир намного прочнее, чем кажется, что Красота – естественное состояние мироздания Очевидно, поэтому его музыка так естественно воспринимается в фильмах-сказках – «Василиса Прекрасная», «Морозко», «Огонь, вода и медные трубы», мультфильм «Аленький цветочек» – все эти «вечные сюжеты», напротяжении веков утверждающие победу Света над Тьмой, Гармонии над Хаосом…

И если мы действительно хотим найти «национальную идею» – то искать её надо в народнической классике вообще и у Н.Будашкина – в частности.

Обсуждение публикации

#1 • 4 июля 2015 20:16 • 
От: Наталия (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Замечательный музыкант, композитор! Очень нравятся произведения. Это настоящая народная классика, которая будет востребована до тех пор, пока будет жить хоть один народник!

Поделитесь своим мнением!

Ваше Имя:

Ваш E-Mail:

текст вашего сообщения:

Вопрос:
Автор "Пьес на темы современных русских народных песен Красноярского края"
Ответ:*